Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Обучение – это всегда целенаправленный и мотивированный процесс. Задача педагога заключается в том, чтобы каждого из учеников включить в этот учебно-воспитательный процесс. Для этого необходимо обеспечить формирование и развитие их познавательных потребностей, познавательных мотивов и навыков.
Приемы активизации познавательной деятельности школьников очень разнообразны. Они часто и продуктивно используются педагогами в образовательном процессе. Тем не менее – эта проблема была и остаётся одной из наиболее сложных проблем, которые существуют в образовательном процессе. Школьники должны иметь опыт ведения диалога, дискуссий, быть приобщёнными к творческой деятельности и др. В тоже время, особенно в старшем возрасте, у школьников часто можно заметить снижение интереса к учебе и интеллектуальную пассивность. Этим можно объяснить пристальное внимание педагогов к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности школьника.
В современной образовательной среде сегодня принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из значимой компетенции ученика является его познавательная активность и деятельность в учебно-воспитательном процессе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Учитель сегодня помимо предметного результата обязан формировать у школьника универсальные учебные действия (УУД), которые могут быть рассмотрены как метапредметные результаты. Согласно терминологии ФГОС. Уровень сформированности учебно-познавательной компетентности обучающегося и его познавательная активность напрямую зависят от усвоения предметного и метапредметного образовательного результата. Под предметным результатом можно понимать формирование знаний, умений и навыков.
Цель работы: изучение и теоретическое обоснование формирования познавательных интересов учащихся на уроках обществознания
Объект исследования: процесс формирования познавательных интересов учащихся на уроках обществознания.
Предмет исследования: приёмы и методы формирования познавательных интересов учащихся на уроках обществознания.
Задачи:
1.Изучить и описать понятие познавательный интерес и подходы к его изучению.
2. Рассмотреть структуру и функции познавательного интереса у учащихся.
3. Описать факторы и условия формирования познавательных интересов школьников.
4. Предложить приёмы и методы для формирования активного познавательного интереса к предмету «Обществознание».
Методологической основой исследования являлись:
- личностно ориентированный подход (И.А.Зимняя, В.Д.Шадриков, Т.И.Шамова и др.);
- системно – деятельностный подход (Б.П.Битинас, Н.В.Кузьмина, К.К.Платонов и др.).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение.
Глава 1. Познавательные интересы у школьников: теоретический аспект
1.1. Познавательный интерес: подходы к изучению и определения
Каждый педагог стремится привить интерес школьника к своему предмету. Согласно требованиям ФГОС любой образовательной ступени, активизация познавательной деятельности школьников на уроках обществознания, должна способствовать формированию предметных, метапредметных и личностных результатов. Современный образовательный процесс реализуется в системно – деятельностном и личностно ориентированном подходе. В отличие от традиционной образовательной модели системно – деятельностный подход предусматривает активную деятельность каждого из учеников. В рамках личностно ориентированного подхода учитель должен в своей образовательной практике реализовать индивидуальный подход к каждому школьнику [3].
Под познавательным интересом понимают «избирательную направленность личности на предметы и явления действительности. Она характеризуется постоянным стремлением субъекта к познанию, к новым, более полным и глубоким, знаниям. Это происходит лишь в том случае, если та или иная область науки представляются человеку значимой и интересной» . Он с особым увлечением этим занимается и старается более глубоко и основательно изучить все стороны явлений, которые связаны с этой областью знаний. Познавательный интерес школьника выражается в стремлении узнать новое и неизвестное. Ему интересно знать свойства и качества объектов, явления действительности и др. у школьника постоянно присутствует учебная мотивация, и он желает проникнуть в суть происходящих процессов, а также, выявить имеющиеся между ними связи и отношения. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь.
В отличие от традиционного обучения, где главной целью учителя было формирование знаний, умений и навыков (ЗУН) в рамках системно – деятельностного подхода учитель реализует следующие образовательные результаты: предметные; метапредметные; личностные.
Формирование предметных ЗУН можно отнести к предметному результату. Формирование метапредметного результата заключается в формировании универсальных учебных действий (УУД) трёх видов: регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Помимо этих процессов у школьника необходимо формировать личностные результаты, которые в целом сводятся к реализации саморазвития и самосовершенствования ученика. Ведущая цель современного образования заключается в необходимости научить каждого школьника умению самостоятельно учиться и добывать для этого необходимую информацию. Сегодня учитель не является транслятором знаний, как это было в традиционной образовательной модели. Речь не идёт о том, что сегодня менее значим процесс формирования предметных знаний, умений или навыков (ЗУН). Если учитель всего лишь их постоянно транслирует и при этом школьник является пассивным слушателем, нельзя говорить о том, что качество образовательного процесса будет удовлетворять всех субъектов образования. Современный учитель сегодня является проектировщиком продуктивного учебно – воспитательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксенова, И.В. Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / авт.-сост. И.В. Аксенова, Е.Ю. Бурцева, О.В. Гоголашвили, Н.М. Кузнецова, О.В. Созонтова, Т.Д.Стрельникова, Н.В. Углова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2019. – 169 с.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский. – Изд. 2-е, испр. и доп.– Ростов-на-Дону, 2000. – 505 с.
3. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии [Текст] / Н.В.Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
4. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся [Электронный ресурс] – МАОУ.- СОШ No5, Городской округ Балашиха Московской области, 2019. – URL: https://shcool5.edusite.ru/p51aa1.html (Дата обращения: 24.03.2023).
5. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Воспросы психологии – 2004. – No3. – С. 14-15.
6. Голубева, Л.В. Анализ урока: типология, методики, диагностика [Текст] / Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 121 с.
7. Дементьева, О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе [Текст] / О.В. Дементьева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – No 2.- С 34-38.
8. Дорошенко, Н.С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации / Н. С. Дорошенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 937-943. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24375/ (дата обращения: 24.03.2023).
9. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий [Текст] / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. –2012. – No2. – С. 49–57.
10. Едиханова, Г.Г. Формирование познавательных интересов обучающихся / Г.Г. Едиханова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37595/ (дата обращения: 24.03.2023).
11. Ено, М.Н. Игровые моменты на уроках [Электронный ресурс] / Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, 2011. – URL: http://ext.spb.ru/faq/5515-2014-06-15-18-11-21.html (Дата обращения: 24.03.2023).
12. Зеленина, Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе [Текст] / Е.Б. Зеленина // Учитель приморья. – 2012. - No 5. - С. 4-5.
13. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся [Текст] А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. — 2012. — № 1.–С.13-16.
14. Ильина Т.А. Проблемное обучение [Текст] / Т. А. Ильина // Вестник высшей школы –17 авг. 2013. — № 2.– С. 5-8.
15. Калмыкова, З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении [Текст] / З.И. Калмыкова // Современная педагогика. – 2000. - No 7. – С.18.
16. Копотева, Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - Волгоград: Учитель,2013. – 99 с.
17. Ковылева, Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю. Э. Ковылева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (Дата обращения: 24.03.2023).
18. Казанцева, В.В. Развитие познавательного интереса к предмету обществознание / В. В. Казанцева. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9728/ (дата обращения: 24.03.2023).
19. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / Т.В. Кудрявцев. – М.: Знание, 2001. – 85 с.
20. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ.пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. Н. Боголюбова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 304 с.
21. Татьяченко, Д.В. Развитие общеучебных умений школьников [Текст] /Д.В. Татьяченко, С.Г. Воровщиков // – Челябинск: ГОУ, 2001. – 296 с.
22. Романова, И.С. Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках / И.С. Романова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46003/ (дата обращения: 24.03.2023).
23. Рыльцева, Т.Г. Создание благоприятных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка на уроках [Электронный ресурс]/ Сообщество учителей предметников «Учительский портал», 2007 – 2020. – URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4703 (Дата обращения: 24.03.2023).
24. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике [Текст] / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения. – 2015. - NoXIX. – С. 89-91.
25. Султанова, М.С. Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся [Текст] / М. С. Султанова // Молодой ученый. – 2017. - No 49. – С. 407-409.